Китайский рынок электромобилей является крупнейшим в мире, поэтому Tesla в своё время не прогадала с выбором площадки в Шанхае для организации их локальной сборки. Другое дело, что проблемы со сбытом электромобилей коснулись и положения Tesla на китайском рынке, в июле местная продукция марки сократилась в объёмах поставки на 8,4 % по сравнению с прошлым годом.
Автосборочное предприятие Tesla в Шанхае уникально по нескольким критериям. Во-первых, оно является крупнейшим среди имеющихся у компании, до половины всех электромобилей марки собираются на его конвейере. Во-вторых, оно целиком принадлежит Tesla, а не совместному предприятию с местным партнёром, как у многих конкурентов. Электромобили Tesla китайской сборки поставляются и на экспорт, но продукции шанхайского предприятия компании в лице Model 3 и Model Y всё труднее находить покупателей как в Китае, так и за его пределами.
По данным китайской ассоциации CPCA, шанхайский автозавод Tesla в июле этого года отгрузил клиентам в Китае и других странах только 67 886 электромобилей, что на 8,4 % меньше результата аналогичного месяца прошлого года. Последовательно объёмы поставок сократились на 5,2 %. Эксперты предполагают, что премиальные модели электромобилей, к которым можно отнести и продукцию Tesla, теряют свою популярность на китайском рынке, поскольку покупателям здесь проще найти более дешёвые электромобили, которые к тому же лучше адаптированы к их вкусам.
Что характерно, в июне шанхайский завод Tesla успел показать рост объёмов поставок после непрерывного восьмимесячного снижения. С января по июль включительно предприятие отгрузило 432 360 электромобилей, что на 13,7 % меньше итогов аналогичного периода прошлого года. В этой статистике учитываются как продажи на внутреннем рынке Китая, так и экспорт машин шанхайской сборки. При этом китайский рынок электромобилей в целом по итогам указанного периода вырос на 35 % до 7,6 млн машин, поэтому Tesla явным образом идёт против тренда в негативном смысле.
Наиболее популярными в Китае сейчас стали электромобили стоимостью около $14 000. Компании, предлагающие их местным клиентам, демонстрируют рекордные объёмы продаж. Продукция китайского завода Tesla оказывается дороже в два с лишним раза, ей просто не по силам конкурировать с электромобилями начального уровня, предлагаемыми китайскими производителями. К июню доля Tesla на китайском рынке электромобилей сократилась с 6,9 до 3,8 % в годовом сравнении. Если учесть, что в момент запуска сборки машин в Шанхае в 2020 году доля Tesla достигала 16 %, такие потери можно считать существенными. Компания разрабатывает более доступный электромобиль на базе Model Y, но как скоро он появится на китайском рынке и по какой цене, пока остаётся загадкой. Осенью Tesla также наладит выпуск в Китае шестиместной версии Model Y с увеличенной колёсной базой, чтобы угодить местной публике. Седан Model 3 обзаведётся версией с увеличенным до 800 км запасом хода уже в следующем месяце.