Жанр | Экшен, приключение |
Издатель | PM Studios |
Разработчик | Pocket Trap |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i5-6500 3,2 ГГц или AMD A10-5800K 3,8 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 или 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 650 / AMD Radeon HD 7510, 800 Мбайт на жёстком диске |
Дата выхода | 28 мая 2025 года |
Возрастной ценз | От 3 лет |
Локализация | Нет |
Платформы | PC, PlayStation 5, Xbox Series X, Xbox Series S, Nintendo Switch |
Официальный сайт |
Играли на Xbox Series S
Годы идут, а независимые разработчики продолжают вдохновляться старыми «Зельдами» — в частности, A Link to the Past. Вот и создатели Pipistrello and the Cursed Yoyo решили представить свою версию классической «Зельды» — с таким же видом то ли сверху, то ли сбоку, а также с подземельями, головоломками, сражениями и прочими необходимыми составляющими. Получилось замечательно — это одна из тех игр, которые хочется изучать вдоль и поперёк не ради «ачивок» или игровых бонусов, а просто чтобы максимально продлить своё пребывание в ней.
⇡#Расплата за бизнес
Если многие подражатели «Зельды» рассказывают истории о примерно таких же отважных героях, как Линк, которые выступают за всё хорошее и против всего плохого, то в Pipistrello всё не так просто. Главный герой — антропоморфная летучая мышь по имени Пиппит, и это ребёнок из богатой семьи. Тётушка Пиппит — генеральный директор главной и единственной корпорации «Пипистрелло Индастриз», снабжающей город электроэнергией. Благодаря особым технологиям её компания стала монополистом в городе Нью-Джолт Сити, а потому запрашивает за свои услуги абсурдные суммы — настолько крупные, что даже богатейшие бизнесмены еле сводят концы с концами.
В какой-то момент в дом тётушки проникают криминальные авторитеты, которым надоело отдавать деньги непонятно за что, и пытаются поглотить душу госпожи Пипистрелло с помощью мощных батарей — звучит странно, но всё сюжетно объясняется. Довести процесс до конца не удаётся, поскольку наш герой бросает своё йо-йо (помните такую игрушку?) прямо в луч и прерывает «операцию». Бандюганам кажется, что с Пипистрелло покончено, и они уходят, но на деле одна из частиц души тётушки перенеслась в йо-йо, а за остальными мы будем охотиться на протяжении всей игры.
Получается, что это не классическая история о борьбе добра со злом или спасении мира. В каком-то смысле мы помогаем злодею победить других злодеев — пускай Пипистрелло действительно не святая, бандиты тоже далеко не ангелы: как минимум условия труда в их компаниях так себе, хотя многие сотрудники этого даже не понимают. В то же время не факт, что бандиты сами по себе такие злые, — когда весь бюджет уходит на оплату электроэнергии, трудно выдавать хорошие зарплаты и отпускать кого-то домой на выходные. В общем, тут своего рода «серая мораль», в центре которой оказывается наш главный герой, и его сложно назвать отрицательным персонажем, — он просто хочет помочь тётушке и поиграться с йо-йо, и во все эти бизнес-дела он не вникает.
Диалогов в Pipistrello хватает, и без трогательных моментов не обошлось, но больше всего игра запоминается геймплеем. Поскольку сюжет не совсем обычный, локации тоже нестандартные — вместо гор, равнин и мрачных подземелий тут оживлённый город с ресторанами, торговыми центрами, строящимися небоскрёбами и автодорогами. А то, что в других играх мы называем «данжами», здесь доступно в канализации — повсюду находишь крышки люков, при взаимодействии с которыми оказываешься под землёй, где тебя ждут испытания и головоломки.
Весь город открыт почти с самого начала игры, но до многих районов сразу не доберёшься — либо через разрушенный асфальт не перепрыгнуть, либо всё залито водой, в которой наша летучая мышь тонет, либо просто шлагбаумы мешают, а поднимать их с обратной стороны некому. Поначалу герой умеет не так много — он лишь невысоко прыгает и бросает вперёд йо-йо, что позволяет хвататься за предметы и наносить урон противникам. Но со временем арсенал способностей расширяется: и по воде учишься скользить, и по стенам ездить, и запускать йо-йо на большие расстояния.
⇡#Полезная игрушка
Йо-йо — единственный, но весьма разноплановый инструмент в арсенале Пиппита. Упомянутый выше приём с зашвыриванием игрушки позволяет переключать рычаги и нажимать на кнопки, до которых персонажу никак не добраться. А если по углам комнаты размещены треугольные объекты, то при попадании в них йо-йо может отскакивать, а верёвка будет растягиваться на гораздо большую длину, чем если просто выбрасывать игрушку перед собой.
С этим связано огромное количество головоломок, среди которых есть как сюжетные, так и опциональные. Обычно не нужно отходить куда-то далеко, чтобы решить загадку, поскольку всё необходимое расположено в пределах комнаты, но всё равно не сразу вычисляешь правильную очерёдность действий. То много дырок в полу, то платформы движутся, то стоят энергетические ворота, через которые позволяют свободно проходить, но не дают проносить предметы вроде ключей. Ни один пазл не повторяется, и каждый весело разгадывать, особенно когда решения нестандартные — а таких хватает. Плюс ко всему наградами за прохождение часто становятся полезные подарки — например, коллекционные предметы, увеличивающие максимальный запас здоровья.
А когда не решаешь головоломки, то либо бегаешь по локациям и собираешь монетки, либо дерёшься с монстрами. Стычки с ними тоже не утомляют вплоть до финала — можно либо просто кидать в их сторону йо-йо, либо использовать окружение и наносить урон с помощью отскоков игрушки от углов. Во многих локациях можно вдоволь подурачиться: скидывать врагов в пропасти, настраивать против них собственные охранные системы, активируя ловушки, и так далее. Видов противников очень много, и порой к тем или иным особям требуется уникальный подход — например, есть те, которые прячутся при приближении, так что побеждать их можно лишь издалека.
Уже всего этого было бы достаточно, чтобы рекомендовать Pipistrello, но у разработчиков нашлось ещё немало забавных идей. Взять, к примеру, систему прокачки — обычно в играх мы копим деньги или очки, открываем меню и покупаем нужные способности. Здесь же всё наоборот: мы приобретаем желаемый навык и оказываемся в долгу перед торговцем — половину монет, которые мы будем находить в мире, придётся отдавать, пока долг не будет погашен. Мало того, вам ещё и негативный эффект выдадут на время — урежут максимальное здоровье или, скажем, лишат возможности собирать аптечки с поверженных врагов. Не все бонусы стоят таких мучений, но очень уж хочется разблокировать те, которые открываются последними: повышенный урон от специальных атак, увеличение шанса критического урона при сборе монеток (а они выпадают из каждого встречного) и так далее.
Деньги остаётся тратить на так называемые бейджи — либо на их создание на основе чертежей, которые находишь в мире, либо на улучшение. Это тоже пассивные бонусы, но вы можете менять их на лету, то снимая, то надевая, — главное, чтобы хватило очков, поскольку у каждого бейджа есть стоимость «ношения», примерно как в мультиплеерных Call of Duty. Например, у вас есть лишь четыре свободные ячейки, а бейдж, показывающий здоровье у противников, занимает аж три — надеть что-то ещё с такой же стоимостью не получится. Зато можно улучшить дорогой бейдж — за небольшую сумму удастся понизить его требования. Таких штук в мире очень много, и редко они лежат на видном месте — чаще всего нужно решать головоломки, чтобы их заполучить. А этим всегда хочется заниматься, даже если в итоге добываешь не слишком-то нужный бейдж.
Получается очень увлекательное приключение, оформленное в стиле старых игр для «портативок» вроде Game Boy Advance. Даже когда запускаешь игру и попадаешь в меню, камера отъезжает назад и показывает вымышленную портативную консоль, очень похожую на GBA. Разработчики не скрывают, что вдохновлялись пиксельными платформерами и приключениями почтенного возраста, — и The Legend of Zelda: The Minish Cap (которая вышла спустя много лет после A Link to the Past), и Castlevania: Aria of Sorrow. А для написания музыки пригласили ветерана индустрии Йоко Симомуру, создавшую немало треков как для игр с GBA, так и для классики Nintendo вроде Super Mario RPG. Мелодия, звучащая в центральной локации, где покупаешь бейджи и прокачиваешь персонажа, «прилипает» накрепко — очень простенькая, но запоминающаяся.
***
Pipistrello and the Cursed Yoyo оказалась приятным и неожиданным сюрпризом — хотя откровенно плохих игр этот бразильский коллектив не делал, но и настолько крутых проектов ещё не выпускал. Несмотря на сходства со старыми «Зельдами», упрекнуть авторов в копировании классики невозможно — собственных идей очень много, а необычный антураж выделяет игру на фоне других представительниц жанра. Если создатели посчитают, что нашли свою нишу, и продолжат выпускать подобные приключения, будет здорово — формула старых «Зельд» всегда будет актуальна, и таких игр в наше время сильно не хватает.
Достоинства:
- геймплей в духе старых двухмерных «Зельд» — одновременно и вызывает ностальгию, и не кажется устаревшим;
- большая карта мира с необычными для жанра декорациями;
- нестандартный сюжет — мы помогаем одному злодею побеждать других;
- десятки отличных разнообразных головоломок на каждом шагу и не менее разнообразные противники;
- весёлые геймплейные механики, связанные с йо-йо.
Недостатки:
- не все пассивные бонусы стоят того, чтобы терпеть связанные с ними негативные эффекты (пусть и временные).
Графика |
Обычный пиксель-арт — внешне игра не впечатлит, но это и не было целью. Вдохновение старыми играми с GBA видно невооружённым глазом. |
Звук |
Отличный саундтрек от композитора, которая в том числе сочиняла музыку для классических игр Nintendo. |
Одиночная игра |
Приключение со структурой метроидвании — исследуешь локации, натыкаешься на места, которые пока не можешь пройти, и возвращаешься к ним позднее. Попутно решаешь десятки крутых головоломок, дерёшься с разными монстрами и желаешь, чтобы игра не заканчивалась. |
Оценочное время прохождения |
12 часов на обычное прохождение и ещё около 8 часов на зачистку карты. А зачищать тут предстоит много всего — немалая часть комнат недоступна, пока не получишь то или иное умение. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Одна из лучших инди-игр года, в которой прекрасно всё, от необычной завязки сюжета до увлекательного игрового процесса. |
Оценка: 9,0/10
Подробнее о системе оценок
Pipistrello and the Cursed Yoyo
Видео: