Пять месяцев полёта к Луне по специальной траектории закончились для японского частного модуля Resilience катастрофой. При попытке спуститься 5 июня на поверхность спутника произошла неисправность, и модуль компании ispace совершил жёсткую посадку. Команда объявила миссию завершённой в связи с утратой аппарата.

Японский лунный аппарат Resilience с мини-луноходом долетел до Луны — и мгновенно разобрался

Для компании ispace это уже вторая подобная неудача. Два года назад похожая история произошла с первым лунным модулем компании: он также не смог правильно оценить высоту в процессе снижения и разбился. Вчерашняя попытка сопровождалась аналогичным сбоем на финальном этапе спуска. Из-за ошибок в показаниях лидара бортовой компьютер не смог корректно рассчитать режимы работы двигателя, и аппарат рухнул на Луну.

Вместе с аппаратом были потеряны прибор для электролиза воды, датчик радиации, эксперимент по автономному культивированию эвглен, банк памяти от ЮНЕСКО, памятная пластинка и модель дома от шведского художника Микаэля Генберга. Более серьёзной утратой стала потеря небольшого 5-килограммового лунохода, который находился на борту модуля. Луноход должен был собрать образцы реголита с поверхности Луны. Эти образцы уже были проданы NASA за символический $1 — данная сделка ранее была объявлена первой в мире коммерческой сделкой по добыче полезных ископаемых в космосе.

Модуль Resilience отправился в космос 15 января этого года на ракете SpaceX Falcon 9 вместе с лунным модулем Blue Ghost компании Firefly Aerospace. Модуль Blue Ghost совершил посадку в конце февраля, а японский модуль попытался сделать это лишь вчера. В конце мая аппарат перешёл на круговую орбиту на высоте 100 км, а вечером 5 июня 2025 года начал спуск в район Моря Холода на видимой стороне Луны.

Как сообщила команда модуля, телеметрия с аппарата была потеряна примерно за две минуты до ожидаемого касания поверхности Луны. Последующие многочасовые попытки наладить связь с аппаратом не увенчались успехом. Анализ данных показал, что модуль включил тормозные двигатели на высоте 20 км и начал вертикальный спуск. На финальном этапе сбои в показаниях лидара не позволили точно оценить высоту и погасить скорость снижения, что привело к жёсткой посадке и потере аппарата.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *